Генеральный директор Лиги Илона Корстин и защитник «Химок» Егор Вяльцев в студии «Советского спорта» с ведущим Сергеем Белоголовцевым обсудили старт баскетбольного сезона, перспективы сборной России, грядущий Матч Всех Звезд и баскетбольные суеверия.
Текстовая версия интервью:
— Первый вопрос Илоне: ты командуешь основной и практически единственной мужской лигой российского баскетбола. Как такая хрупкая женщина несет на своих плечах такое бремя?
Илона Корстин: Я же все-таки из мира баскетбола и прошла большой путь в качестве баскетболистки, долгое время играла за сборную. Когда я закончила карьеру, мне предложили сначала быть заместителем генерального директора – я 3 года проработала на этой должности. Потом подумали, что я созрела, и на совете Лиги выдвинули мою кандидатуру на генерального директора. Мою кандидатуру поддержали и мне кажется, что я справляюсь. Конечно, нелегко быть женщиной среди такого количества мужчин и доносить до них информацию так, чтобы ее правильно воспринимали.
— Егор, вопрос вам: вы рекордсмен по точным трехочковым в Лиге ВТБ. Кому вы забили и сколько?
Егор Вяльцев: В домашнем матче «регулярки» против «Астаны» в сезоне 2015/16 забил 12 из 14. Не стремился к этому, так сложились звезды.
— Обалдеть. Это, мне кажется, и для мирового баскетбола великолепный результат.
И.К: Я была на этой игре – это было зрелищно и интересно наблюдать со стороны, болельщики были в восторге.
— В раздевалке тебя качали?
Е.В: Хотелось, конечно, но до этого не дошло. Когда бросок пошел, вся команда поддержала и снабжала мячами. Спасибо тренеру – он дал возможность поиграть и в концовке, а я увидел, что есть возможность забить много в один день. Я сам уже в конце остановился – мог и больше.
— А чего ты остановился?
Е.В: Знаете, стало неудобно как-то. Подумал, что уже много забил, надо пару пасов отдать ребятам. Хотя была возможность забить больше.
— Мне кажется, это не должно тормозить спортсмена.
Е.В: Мне потом ребята из клуба, которые следят за статистикой, говорили: «чего остановился, надо было побить рекорд Калпеппера, набрать 50 очков».
— Давайте про «Химки». «Химки» выиграют чемпионат?
И.К: Сезон только начинается, и, конечно, Химки выглядят впечатляюще. В этом сезоне команды подтянулись, и, в принципе, чемпионат настолько интересный что сейчас достаточно сложно предугадать результат.
— Егор, у вас появились конкуренты в виде снайперов – сейчас в команде бросают трехочковые все. В том числе Мозгов.
Е.В: Все кому не лень бросают. Уже тяжело найти себе место на трехочковой, приходится, так сказать, выцарапывать его, выгрызать, показывать себя на тренировках. Я думаю, что это не только в этом году – на протяжении 8-9 лет в команде появлялись снайперы. Думаю, что надо в живой конкуренции доказывать тренеру, что ты имеешь право на этот бросок.
— Еще немного про «Химки»: летом команда хорошо усилилась. Кто из новичков впечатляет? Вот, Жеребко, например.
Е.В: Мы рады, что в нашей команде есть такой игрок с огромным опытом – 10 лет в НБА, финалист в составе «Голден Стэйт». Думаю, это многого стоит.
— Это здорово, что Мозгов вернулся?
И.К: Для Лиги это просто супер! То, что он подписал контракт с «Химками», означает дополнительное внимание к нашему чемпионату и к клубу. На данный момент это, наверное, наш самый известный игрок. И все на самом деле ждали этого момента, когда Тимофей приедет в Россию. Все видели его только по телевизору, а сейчас он реальный, с ним можно сфотографироваться, взять автограф. Все ждут, когда он выйдет на паркет.
— Чего ждут в «Химках» от Сергея Карасева?
Е.В: Ждут, во-первых, результатов, потому что в «Зените» он играл большую часть своего времени под руководством отца. И Сергею много доверяли, на нем строилась команда, он был лидером и доказывал это на площадке. Были отличные сезоны с отличными показателями команды, но сейчас он сделал шаг вперед, перейдя в «Химки». Мы всегда стремимся только к первым местам. В здоровой конкуренции на позиции ему будет нелегко — самое время показать, на что он способен и какой он имеет талант. Все в его руках – только заслужи место на площадке. Еще раз повторю – на площадке имена не решают ничего
— Кстати, вот расскажите, у Шведа с Базаревичем какой-то дисконнект? Почему он так редко в последнее время соглашается играть за сборную?
И.К: Я не знаю таких подробностей. Мне, наоборот, казалось, что у них хорошие отношения. Просто у Алексея была травма, как и у других игроков, которые не приехали в сборную. И они объясняют это тем, что не готовы по здоровью, и тем, что есть сезон, где надо выкладываться за клуб. Но я вспоминаю свое время, когда 13 лет подряд играла в сборной, и неважно, личная жизнь или отпуск – тогда были сборы по 3 месяца, и мы все ехали и играли, никто не отказывался. Мне кажется, это дело индивидуальное и личное решение каждого спортсмена.
— Егор, сборной России по силам отобраться на Олимпиаду?
Е.В: Думаю, должны 100% пройти. Здесь речь идет о том, что, слава богу, в этом составе, в котором мы играли на ЧМ, мы добрались до квалификации. Я даже думал, что мы могли обыграть Польшу и пройти дальше – это был бы хороший результат. Думаю, мы могли отобраться на Олимпиаду напрямую.
— Проигрыш Польше – это горе. Может быть, Базаревичу надо было обратиться к более опытным игрокам? Кажется, команде не хватило просто опыта. Вот Егор Вяльцев почему не попал в список?
Е.В: Егор Вяльцев давно уже не попадает в список, и это вопрос к Базаревичу. Мое мнение такое: надо вызывать всех тех, кто достоин. Но это не говорит о том, что они будут в итоговом составе. Надо дать возможность всем потренироваться и посмотреть в конкурентной борьбе, кто и как себя проявит. Опять же, это тренер решает.
— Иными словами, у тебя есть некий вопрос к Базаревичу?
Е.В: У меня всегда много вопросов, только надо ли их задавать?
— Почему нет? Мне кажется, надо разговаривать.
Е.В: Если мы говорим лично обо мне, то я считаю, что не готов играть в сборной по одной причине: мне нужно проводить больше времени на площадке в своем клубе, чтобы заслужить место в сборной.
— Мне кажется, «Химки» сейчас вообще базовый клуб сборной.
Е.В: Фактически, в нынешнем сезоне да.
— Как вы отреагировали на проигрыш ЦСКА в Красноярске? Обсуждалось это внутри коллектива?
Е.В: Конечно, мы следили за матчем.
— Хохотали, ручки потирали?
Е.В: Не хохотали, но ручки за углом потирали. Нельзя сказать, что это было ожидаемо, но всегда тяжело играть первые матчи в Красноярске после перелета и акклиматизации. ЦСКА вдвойне тяжелей, потому что там большие изменения в составе, а на подготовку было мало времени. Думаю, ЦСКА наберет ход к зиме: по именам там неплохие игроки и тренер заслуживает уважения. А там посмотрим, что будет.
— Не будет поздно к зиме?
И.К: Я думаю, что нет. В Евролиге и Единой Лиге система круговая – каждый играет с каждым. И есть шансы реабилитироваться, главное – попасть в плей-офф, а дальше начинается самое интересное. Соглашусь с Егором – нельзя скидывать ЦСКА со счетов, потому что команда обновилась очень сильно. Я разговаривала с «Зелена Гурой»: поляки даже не представляли, что это такое – играть в Красноярске. Они приехали туда зимой и были в шоке. Не смогли справиться с холодом, с перелетом, с часовыми поясами и в итоге проиграли около 20 очков.
— А что насчет «Зенита», УНИКСа, «Локо». Красно-синий гегемон зашатался. Может, это придает командам стимул быть сильнее морально?
Е.В: 100%. Лига от этого только растет, как растет и интерес к баскетболу. «Зенит» сейчас играет в Евролиге, и для Питера это большое событие. На матче-открытии с «Барселоной» там был полный зал, отличная атмосфера. Хочу сказать, «Зенит» показал хорошую игру с испанцами, но не хватило опыта и длины скамейки. А следующая встреча была в Лиге ВТБ с ЦСКА – и они обыграли армейцев в тяжелой борьбе, показали качественную игру. Отдельно хочу выделить ветеранов российского баскетбола Антона Понкрашова и Евгения Воронова – они внесли основной вклад в победу «Зенита». В принципе, сейчас возраст отходит на второй план, если ты качественно относишься к своему телу. Посмотрите, Майкл Джордан играл до 40 и по 20 очков забивал налегке.
— Сейчас из НБА едет много игроков европейские команды. О чем это говорит?
И.К: Конечно, игроки смотрят на финансовую часть и на игровое время и все это взвешивают. В Америке большие налоги. У нас налоги тоже есть, но меньше. Я ничего не хочу сказать — все платят налоги. Мы открываем бюджеты, вы же видели, наверное.
— Считаю, что это очень цивилизованно и это ваша огромная заслуга. Ни в хоккее, ни в футболе такого нет, а у вас все прозрачно. Как вы приняли такое решение?
И.К: Почетный президент Лиги Сергей Борисович Иванов всегда за прозрачность и за честность. Это отличная идея, потому что нам нечего скрывать – мы играем по правилам. Конечно, сначала клубы восприняли эту идею в штыки: все увидят их бухгалтерию. Но, с другой стороны, это очень дисциплинирует, и сейчас клубы уже спокойно отдают всю информацию, а после публикации отвечают на вопросы журналистов.
— Егор, а когда мы узнаем вашу зарплату?
Е.В: А меня нет в списках – у меня одна из самых маленьких зарплат, я в конце журнала, маленькой строкой.
— Давайте про Матч Звезд. Всегда мы его ждем с большим нетерпением, и сейчас в Лиге столько звезд, что в пору создавать не 2 команды, а 4? Может, стоит провести полуфиналы и финал?
И.К: Вы знаете у нас очень сложный календарь – на весь сезон одна-единственная дата для Матча Звезд.
— Но это была твоя инициатива?
И.К: Я об этом говорила, еще когда была заместителем генерального директора. Мне отвечали: «Дорого, хлопотно». Ну, конечно, это тяжелый труд. А первый год вообще был настоящим вызовом, но мы справились, и теперь знаем, кого привлекать, с кем работать, какие были ошибки и как их исправлять. Конечно же, для нас Матч Звезд становится таким центральным событием, к которому мы готовимся и ждем, хотим, чтобы это было шоу и с небаскетбольной стороны. Игроков у нас отбирают сначала болельщики, потом журналисты. И уже затем по остаточному принципу у Лиги есть 2 голоса – на одну и на другую команду. А так болельщики и журналисты путем голосования решают, кто будет играть.
— Егор, ты играешь в Химках уже почти 10 лет. Что за история со сменой номера?
Е.В: Я почти всю свою спортивную жизнь играл под 9-м номером. И когда вместо Римаса Куртинайтиса поставили Душко Ивановича, нам хватило этих полутора лет…Я не хочу говорить о его заслугах, он завоевывал кубки и был хорошим игроком, но для нас это были самые лютые тренировки, год прошел за два. И я решил сменить номер, потому что мало играл, что-то не получалось. Это чистое суеверие.
— Это важно для игрока?
Е.В: Для тех, кто верит в приметы, да. Я, например, в многие приметы не верю, но подумал: «дай-ка переверну номер вверх ногами» — и это дало какой-то толчок в баскетбольном плане. Пришел тренер Барцокас, и я провел хороший сезон, взбодрился внутренне, а сейчас перевернул номер обратно.
— Суеверия в спорте – это зло или это то, что помогает?
И.К: Я считаю, что это все индивидуально. Я старалась к этому не привязываться, но вспоминаю, как уехала во Францию и поначалу многое не получалось. Как-то я получила перелом носа, но играть надо, и мне дали черную маску. Я ее надеваю, и все соперники смотрят на меня со страхом в глазах. И у меня как пошло! У меня все начало получаться. Верь не верь, но сломанный нос мне помог.
— Егор, тебе вопрос: в какой-то момент ты закончишь с баскетболом, и у тебя начнется новая жизнь. Многие спортсмены сейчас – Корстин, Кириленко – становятся чиновниками с большой буквы «Ч». Это хорошо, как думаешь?
Е.В: С одной стороны, это хорош, когда у хорошего спортсмена есть желание развивать этот же вид спорта. Но, опять же, нужно учиться очень многому, потому что со спортивной точки зрения ты как игрок смотришь на вещи с одной стороны, а потом погружаешься внутрь и открываешь для себя очень много моментов, о которых не знал. Кому-то учеба дается легко, и он двигается по карьерной лестнице вверх, а есть примеры, когда не получается и нужно искать себя в чем-то другом.
И.К: Егор прав: обучаться и получать образование можно и нужно параллельно с карьерой спортсмена. И я тоже делала это параллельно. Я знала, что когда я закончу карьеры, у меня уже будут дипломы высшего образования, бизнес-школы, и я могу делать что-то в спорте и после завершения карьеры. Но не должно быть так, что я закончила карьеру, пошла на учебу, и через 3-4 года, когда меня все забыли, я приду и скажу: «Здравствуйте, возьмите меня куда-нибудь на работу». Это время будет упущено.
Е.В: Так и есть. Нужно уделять время обучению и думать на несколько шагов вперед, где ты будешь и что ты будешь делать.
И.К: Я только за то, чтобы баскетболистов было больше в нашем мире. Потому что они какие-то моменты лучше понимают, и школа жизни у профессиональных спортсменов хорошая. У нас есть богатый жизненный опыт, которого нет у обычных людей, и его надо применять.
— Егор, твой сын играет в баскетбол в школе ЦСКА. Это же ужасно? Армейцы же ваши соперники!
Е.В: Начнем с истоков: я тоже играл в спортивной школе ЦСКА. Поэтому мое становление как игрока в мужском баскетболе проходило там.
— То есть ты думаешь, что школа ЦСКА лучше школы «Химок»?
Е.В: Я не это имел в виду. Все просто: мы живем в 10 минутах от ЦСКА, и сыну удобно после школы идти туда и заниматься там. В Москве локация дорогого стоит. Везти его в Химки и обратно – это полдня, а когда уроки делать, когда проводить время с семьей?
— Сколько ему сейчас?
Е.В: Ему 10.
— Он большой уже?
Е.В: Нормального человеческого роста. Еще не аватар.
— Может вырасти в мастера? Есть характер, стремление – то, за счет чего ты сделал свою карьеру?
Е.В: Ну, характер у него есть, это проявляется в быту. А станет ли он баскетболистом или нет – еще далеко до этого.
— Ты ходишь на его игры?
Е.В: Конечно.
— Ругаешь его?
— Ругаю. Втыкаю по жесткой схеме. Вот недавний пример: он сыграл отличный матч против питерского «Спартака», и я был рад тому, что есть прогресс. Но он несколько раз забил и зазвездился, не работал в защите. Я это записал, и потом, когда мы сели в машину, рассказал, как должно быть. Говорю, нос не задирай.
— Илона, расскажи ты про свои семейные успехи. Ты же молодая мама?
И.К: Да, моему ребенку – Виктории – 1 год и 7 месяцев. Для баскетбола еще рано, но мы уже ходим на спортивную гимнастику. Думаю, что баскетбол от нас никуда не уйдет. Как раз недавно открылась моя баскетбольная академия и мы набираем детей. У нас есть группы и уже проходят тренировки. Всех приглашаю. Егор, если вдруг сыну не понравится в ЦСКА – приводи его ко мне. У меня тренируются девочки и мальчики от 6 до 17 лет. У нас очень хороший специалист из Сербии – Саша Глишич – он работал в академии «Црвена Звезды» в Белграде и воспитал не одно поколение сербских звезд. Милош Теодосич – один из них. Я очень довольна тем, как проходит тренировочный процесс.