«Астана» стала одним из главных сюрпризов этого сезона, а ее главный тренер Эмиль Райкович является претендентом на награду «Тренер года». В эксклюзивном интервью нашему сайту македонский специалист рассказал о взаимоотношениях с главным тренером ЦСКА Димитрисом Итудисом, назвал преимущество Казахстана над Македонией, а также поделился тем, что он сделает, если выведет команду в полуфинал Единой Лиги ВТБ.
— Вы стали тренером в 27 лет. Как вы к этому пришли?
— Еще будучи игроком многие наставники говорили мне, что я обладаю хорошим пониманием игры и у меня есть все для того, чтобы начать тренерскую карьеру. В какой-то момент я решил, что этот путь мне нравится. Я начал готовиться к тому, чтобы стать тренером, и в итоге уже в 27 лет оказался на тренерском мостике.
— Расскажите, что вас связывает с Димитрисом Итудисом.
— Несколько лет назад, когда я еще работал в Македонии, у меня было настоящее восхищение от игр «Панатинакоса». Мне нравилось, как они играют в защите, двигают мяч и помогают раскрываться игрокам. Тогда греческий клуб возглавлял Желько Обрадович, а его помощником был как раз Димитрис Итудис. Однажды мне посчастливилось позвать их на тренерский семинар и пообщаться с ними поближе. В личном общении я узнал много нового и получил большое количество ценных советов. После того семинара мы часто списывались, а в этом сезоне мне предоставилась невероятная возможность сыграть в одном чемпионате с Димитрисом Итудисом. Надеюсь, что встреча с Желько Обрадовичем тоже не за горами.
— Какие предложения у вас были летом помимо «Астаны»?
— Я мог остаться в Польше, также было предложение от еще одной команды Лиги ВТБ, но я решил выбрать «Астану», потому что мой агент Станислав Рыжов посоветовал мне перейти именно в казахстанский клуб. Спустя несколько месяцев я могу сказать, что принял прошлым летом абсолютно правильное решение!
— Казахи — очень гостеприимный народ. Расскажите, как вас встретили в «Астане».
— Встретили меня очень тепло. Было такое впечатление, как будто я приехал домой. Люди в Казахстане на самом деле очень добрые, вежливые и отзывчивые.
— Что больше всего удивило, когда впервые приехали в Казахстан?
— Не сказал бы, что меня что-то удивило. Перед приездом я был в курсе местного климата и многих других вещей. Хотя я до сих пор удивляюсь как же в Казахстане холодно зимой. Я очень люблю гулять, но в январе-феврале в Нур-Султане невозможно провести много времени на улице.
— В российских командах иногда возникает проблема с тем, что игроки не знают английский язык. В «Астане» нет таких проблем?
— Нет, в нашей команде все игроки понимают английский язык. А если возникают какие-то трудности, то мы без проблем находим способ разрешить ситуацию, ведь русский и македонский язык чем-то похожи. Но это случается очень редко, потому что большую часть времени мы общаемся на баскетбольном языке. Например, такие слова, как «скрин», «пик-н-ролл», «дриблинг» и «кроссовер» понимают все игроки, выступающие на высоком уровне.
— Может быть, в «Астане» есть какие-то другие проблемы?
— Честно говоря, вообще никаких. Благодаря прекрасным людям я быстро адаптировался в клубе и до сих пор чувствую себя очень комфортно.
— Дальние перелеты можно назвать сложностью?
— Можно было бы назвать это проблемой, если бы мы не являлись профессионалами своего дела и не получали за это деньги. Но в нашей ситуации мы не можем ни на что жаловаться. Тем более, что клубы, которые прилетают к нам в гости, проделывают такой же непростой маршрут.
— Какую роль вы сыграли в усилении состава по ходу сезона?
— Я выбрал и Майкла Дженкинса, и Стивена Холта. Генеральный менеджер клуба Валерий Тихоненко одобрил мой выбор, поэтому никаких проблем с подписанием игроков у нас не было. Радует, что оба баскетболиста, пришедших по ходу сезона, прекрасно влились в состав!
— В составе «Астаны» по-прежнему всего один центровой — Джеффри Гроселл. Может ли это стать проблемой в плей-офф?
— Конечно, это является нашей главной проблемой на протяжении всего сезона. Но мы постоянно стараемся найти способ выйти из трудной ситуации. Иногда на позиции пятого «номера» играют Александр Жигулин и Дмитрий Гаврилов, а в победном матче против УНИКСа центровым был 201-сантиметровый Кеннет Хортон. Если бы мы имели в своем составе еще одного классического центрового, то соперничать с топ-клубами Единой Лиги ВТБ было бы гораздо легче..
— Представьте, если бы в вашем составе был Валерий Тихоненко на пике карьеры…
— Тогда бы мы однозначно выиграли Единую Лигу ВТБ, я в этом не сомневаюсь! А Валерий Тихоненко стал бы Самым ценным игроком чемпионата.
— Валерий Тихоненко давал вам какие-нибудь советы по ходу сезона?
— Валерий Тихоненко по ходу сезона давал мне полную свободу действий и всячески поддерживал меня, за что я хочу его поблагодарить. Этот человек добился больших высот в качестве игрока и тренера, а теперь, имея невероятный опыт, он показывает свою эффективность в качестве управленца. Он знает когда нужно помочь человеку советом и как нужно общаться с людьми. Валерий Тихоненко — однозначно лучший генеральный менеджер, с которым мне приходилось работать.
— Какой матч «Астаны» в регулярном сезоне запомнился вам больше всего?
— Выездные матчи против «Локо» и УНИКСа. Нам удалось обыграть именитых соперников на их площадке, это несомненно были две лучшие игры «Астаны» в этом сезоне. В этот список могла бы попасть встреча против «Зенита», но, к сожалению, нам немного не повезло в концовке.
— Вы довольны 6-м местом в регулярном сезоне?
— Разумеется! Мы одержали 15 побед, показали лучший результат в истории клуба, обыграли «Локо» и УНИКС в гостях. Если бы кто-то перед началом сезона мне сказал, что по итогам регулярного сезона мы будем на 6-м месте в таблице, я бы не поверил.
— Готовы совершить какой-нибудь безумный поступок, если «Астана» выйдет в полуфинал или финал?
— Нет, зачем? Я лучше сделаю то же самое, что и после каждой нашей победы — проснусь на следующее утро в хорошем настроении, сделаю себе чашечку кофе и буду чувствовать себя самым счастливым человеком на планете.
— Как вы относитесь к тому, что на домашних матчах «Астаны» плохая посещаемость?
— Я постоянно поднимаю эту тему, мне очень обидно, что наши ребята не удостаиваются той поддержки, которую заслуживают. Тем более в этом историческом для команды сезоне. В то же время я понимаю, что в стране футбол и хоккей пользуются гораздо большей популярностью, чем баскетбол. Радует, что к концу регулярного чемпионата посещаемость увеличилась. Например, на матч с «Енисеем» нас пришли поддержать почти 2000 человек. Надеюсь, большинство из этих людей появится на трибунах и в матчах плей-офф.
— Как вы проводите свободное время в Казахстане?
— Со мной в Нур-Султане живет жена, двое дочерей и собака, все свободное от баскетбола время я стараюсь уделять им. Я очень рад, что мне не приходится тут скучать и чувствовать себя одиноким.
— Следите за социальными сетями своих подопечных и за тем, чем они занимаются?
— Нет, в этом нет необходимости. Если мне что-то нужно, я всегда могу позвонить игроку и поговорить с ним. У нас отличные взаимоотношения, мы открыты по отношению друг к другу.
— Казахстан славится своей кухней. Пробовали ее?
— Да, успел попробовать уже много местных блюд. Не пил только кумыс. Все блюда очень интересные и вкусные, но больше всего понравился стейк из конины и бешбармак!
— Что в Казахстане вам нравится больше, чем в Македонии?
— В любой ситуации можно найти позитивный момент. Вот, например, в Казахстане очень холодно, но ведь это в каком-то смысле хорошо! При -40 все бактерии умирают, благодаря чему нет никаких вирусов. На протяжении всего сезона ни один из наших баскетболистов не болел вирусным заболеванием. И, конечно же, в Казахстане прошел пока что мой лучший год в тренерской карьере.