Антон Юдин: «Мне нравится работать под давлением – оно мобилизует и дисциплинирует»

Антон Юдин: «Мне нравится работать под давлением – оно мобилизует и дисциплинирует»

Главный тренер «Локомотива-Кубань» Антон Юдин рассказал о дебюте в новом качестве, принципах работы, нынешнем состоянии и перспективах команды, а также своем отношении к частым переменам на тренерском мостике в Краснодаре.

– Антон Юдин – тренер-новичок…
– Вообще нет.

– Я знаю, что вам не нравится такая формулировка, но несмотря на большой опыт, вы – тренер-дебютант в Единой Лиге ВТБ. Почему такая реакция?
– Главный тренер-новичок. Тренер – точно не новичок.

– Я хочу расшифровать эту мысль. Я произношу «тренер-новичок» и сразу вижу, как бровь дергается.
– Я уже давно в Единой Лиге ВТБ и очень давно в тренерской профессии. Главный тренер в Единой Лиге – да, новичок.

– Сейчас идеальное время для работы. Каждый год в Лиге появляются тренеры-дебютанты. Я думаю, сходу мы не вспомним, когда последний раз в нашем баскетболе было так много новичков.
– Возможно. Не вел такую статистику. Но россиян пока не так много. Я начал свою тренерскую карьеру в 2011 году. Как мне кажется, я уже тогда мог возглавить петербургский «Спартак» после увольнения Юре Здовца. Не сложилось. После этого был очень большой период времени в ЦСКА, когда я пытался заявиться и стать тренером-дебютантом, но это было безрезультатно.

– В какой момент вы поняли, что готовы быть главным тренером?
– Я считаю, что я был готов давно. После двух лет работы в ЦСКА мы с агентом вели переговоры, и я пытался возглавить команду, но не получилось. Это был, получается, 2016 год.

– Получается, вы очень давно ждали своего шанса.
– Я не стоял и ждал, я работал и находился в ожидании, когда это получится.

– Андрей Ведищев сначала уволил сам себя, а потом еще с ЦСКА о выкупе договаривался. И все это – ради тренера-дебютанта. Я не пытаюсь принизить, я стараюсь по фактам пройтись. Действующий контракт с ЦСКА, шикарный сезон с ЦСКА-2 в Суперлиге, финал… И долгие переговоры, чтобы дать вам шанс.
– Наверное, изначально Андрей Владимирович решил не продолжать в качестве главного тренера и затем пришел к моей кандидатуре.

– Вы понимаете, на какие риски пошел Ведищев?
– Любой новый тренер – это риск. У меня есть ответственность перед клубом, перед болельщиками, есть давление. Кто-то, возможно, избегает давления, мне нравится под ним работать. Но это должно быть, скажем так, разумное давление. Меня оно не пугает, а мобилизует и дисциплинирует.

– Старт сезона уже прошел, можно немного оглянуться назад. Ожидания совпадают с реальностью?
– Совпадают. Я еще раз повторюсь, я не тренер-новичок, я работал в системе двух клубов, оба – достаточно успешны. Находясь в ЦСКА, выиграл довольно много титулов. В плане видения работы – никаких сюрпризов нет. Но моя работа зависит от множества факторов. Я не думаю, что сама система работы чем-то отличается.

– Антон Юдин приходит в «Локомотив-Кубань», где требования высокие, есть ветераны, есть легионеры. Если сравнивать с прошлым годом, где была молодая голодная команда, которая прыгнула выше головы под руководством талантливого молодого тренера, сейчас все по-другому.
– Да, это другие условия, но работа с людьми везде одинаковая. Да, иностранцы – есть отличия, ветераны – есть отличия, молодые игроки – есть отличия, но команда – всегда есть команда. Важно то, как ты выстраиваешь свои отношения с игроками.

– Одна из проблем всех тренеров-дебютантов – это наличие авторитета. Когда есть игроки-ровесники, с которыми нужно выстраивать работу. Я слышал тезис, который хочу озвучить: Антон Юдин – единственный тренер, который не выражается.
– Касательно тайм-аутов, да? Я видел много тайм-аутов, потому что подписан на некоторые телеграм-каналы, которые выкладывают эти моменты из Единой Лиги, Суперлиги, UBA… Я стараюсь себя контролировать. Я могу нецензурно выражаться, условно, на сербском языке или, если надо, на греческом языке… Как бы громко это ни звучало, но матчи смотрят в том числе дети, и я должен помнить об этом. Русским матом я владею очень хорошо, и где-то в закрытой комнате я могу им пользоваться. Но когда мы выходим на телевизионные экраны или большую аудиторию в зале, я стараюсь себя контролировать. Хоть это не всегда и получается.

– В «Локо» есть очень молодые игроки, есть постарше, есть опытные, легионеры. Как под всех подстроиться?
– Конечно, я выстраиваю систему игры, тренировок, взаимоотношений в зависимости от того, с кем я на данный момент работаю. Но изначально я не делю игроков команды на россиян и легионеров, молодых и ветеранов. В первую очередь это игроки. Они выходят на паркет, у них нет на майке паспорта с возрастом или национальностью. В первую очередь они должны подстраиваться под мою систему, а не я.

– Я буквально сегодня прочитал интервью Аллена Айверсона, который говорил: «В игре я не могу отдыхать. Я хочу играть. Я лучше пропущу тренировку или буду халтурить на тренировке, но на игре выложусь».
– Думаю, многие видели его спич, где он раз 60 повторил слово «тренировка». Для меня как для тренера и для игрока играть всегда веселее и азартнее, чем тренироваться. Но как говорил господин Суворов: тяжело в учении – легко в бою. Я верю в подготовку. А готовиться ты можешь только на тренировках.

– То есть приходит Аллен Айверсон в прайме и говорит: «Тренер, я тренироваться не буду. Только играть». Это конфликт. А ведь он – тот, кто может обыграть любого.
– Я согласен, много примеров такого лидера команды, который показывает блестящие цифры, но как правило, команды таких лидеров не выигрывают титулы.

– То есть Айверсону мы говорим «нет»?
– Мы можем сделать это только гипотетически, но я скажу, что не хотел бы такого лидера в команде.

– А ведь он даст результат!
– Он как раз не дал результат ни за один свой сезон, который провел в НБА. Кроме финала против «Лэйкерс».

– Есть две команды в России, которые чаще всего увольняют тренеров. И не знаю, кто из них больше – «Автодор» или «Локомотив-Кубань».
– Я получил шанс, который ждал долгое время. Я прекрасно знаю историю обеих команд, но изначально я не настраиваю себя на негативный результат.

– Александр Гомельский говорил, что любой хороший тренер должен всегда быть готов быть уволенным.
– Думаю, ни один тренер не готов, чтобы его увольняли, но все понимают, что это может случиться в любой момент. Мы можем вспомнить мной сильно уважаемого Дэвида Блатта, которого уволили, когда он возглавлял команду с «Кливлендом».

– Есть истории, когда подписывали тренера и увольняли до первого официального матча!
– Это ответственность не только тренера. Если ты берешь тренера и увольняешь его до начала официальных игр, то руководитель клуба что-то сделал не так, как должен был.

– Старт чемпионата, первый матч, заполненные трибуны, ответственность… И вы в конце проигрываете одним броском. Что испытывает человек на новом месте, когда победа ускользает из рук?
– Это не первый мой подобный опыт. В «Зените-2» первую игру мы уступили ЦСКА, ведя в счете всю игру и сделав пять потерь за последние три минуты. С ЦСКА-2 вторую игру мы проиграли «Темп-СУМЗ» броском на последней секунде, поэтому в тот день наш соперник был более удачлив. Я больше смотрю на содержание – и по содержанию той игры мы не заслуживали победы.

– Но есть еще другой тезис: лучше выиграть при плохой игре, чем проиграть при хорошей.
– На сто процентов согласен. Лучше плохо играть и победить, чем хорошо – и проиграть.

– «Локо» в этом сезоне – абсолютно новая команда. Для города, для Лиги, для Андрея Ведищева, в конце концов. На сколько сейчас «Локомотив-Кубань» выглядит так, как хочет Антон Юдин?
– Мы очень далеки от того, как я себе это представляю. Нам не хватает для полноты картины тех, кто сейчас травмирован. Мы ищем еще одного легионера. Все это невозможно предсказать и контролировать. Было большое количество травм, мы поздно подписали Хантера, поэтому мы всегда немного опаздывали. Я не мог делать то, что планировал и то, что уже должны были сделать. У меня иногда было ощущение, что мы стоим на месте: что-то добавили, вылетел игрок, второй, какой-то вернулся из лазарета, и мы опять начали с того, что делали три дня назад. Сейчас мы далеки от того, что я хотел бы видеть.

– Что должно измениться, чтобы когда мы в следующий раз встретимся, можно было сказать – вот, именно это мы и обсуждали?
– Явно не хватает еще одного форварда. Не только из-за этого, но в том числе по этой причине мы страдаем на подборе. Когда вернутся травмированные игроки и, возможно, мы подпишем еще кого-то, мы будем выглядеть гораздо лучше, чем сейчас.

– Перед каждым тренером ставится задача. Какая задача сейчас стоит перед «Локо»?
– Это точно место в четверке. Естественно, все хотят медали. Как по мне, а я – реалист, мы пока что далеки от этого. От медалей.

– Последний вопрос, который я задам. Я спрашивал об этом Эмила Райковича, когда он возглавил «Автодор». Он звучал так: «В Саратове так часто уволняют тренеров, что я должен тебя спросить – твоя квартира снята посуточно или по месяцам?». И уж простите за иронию, я должен спросить – ваша квартира на какой срок арендована?
– Ни на какой. Я не живу в квартире.

– Живете в «Баскет Холле»?
– Практически (смеется). Рядом. Но это не квартира! Я понял шутку. Я еще раз повторюсь – я настраиваюсь на позитив и положительный исход. Как будет – предсказать тяжело. Думаю, никто не сможет. Поэтому у меня жилье арендовано до конца года.